Урок-практикум.
Тема урока: Односоставные предложения.
Цели урока:
а) формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
б) развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
в) приобщать учащихся к культуре.
I. Оргмомент. Формулировка задач урока.
Слайд 1
II. Практикум.
Задание 1. Вспомним теоретический материал.
ü Какие предложения называются односоставными?
ü Назовите типы односоставных предложений.
Далее работа по повторению ведется с использованием презентации. Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.
ü Докажите, что представленные на слайде предложения, односоставные.
ü Назовите способ выражения главного члена предложения.
ü Сделайте вывод о типе односоставных предложений.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Задание 2. Компьютерное тестирование.
Работа с материалами компьютерного комплекса "1С: Репетитор. Русский язык" (тема "Односоставные предложения"). Работа с тренировочной частью программы.
Результаты тестирования анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение.
Задание 3.
Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.
Следующее задание составлено по типу тех, что предлагаются на ЕГЭ. Основано оно на тексте о художнике Серове В.А.
Слайд 7
Всмотритесь в его автопортрет.
Один ученик читает текст.
Затем ребята самостоятельно выполняют задание.
В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".
(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…
(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…
(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".
(По
Е.Г.Киселевой)
1.
В каком предложении содержится тема текста?
1) 3
2) 4
3) 8
4) 11
2.
Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) научный стиль, рассуждение
3.
Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим
с помощью личного местоимения?
1) 3
2) 4
3) 8
4) 9
4.
Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором
использована связь согласование.
5.
Среди предложений 1 - 5 назовите сложные предложения, в
которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
6.
Какой из типов односоставных предложений встретился
среди предложений 5 – 10?
1) назывное
2) определенно-личное
3) обобщенно-личное
4) неопределенно-личное
Задание 4.
Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.
Перед вами репродукция одной из самых известных картин Серова В.А. – "Девочка с персиками".
Слайд 8
Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.
Подведение итогов урока.