11 класс Прочитайте текст и выполните
задания А1-А6; В1-В8; С1
Возврат
к Пушкину
(К
75-летию со дня его кончины)
(1)Его
ещё нет, но его так хочется, этого возвращения. (2)Правда, прошёл уже
…суд
глупца и смех толпы холодной, –
который
надвигался на Пушкина при жизни и торжествовал свои триумфы в 1860 – 1870
годах. (3)Пушкин поставлен на своё место – место первого русского поэта. (4)Но
это всероссийское признание, торжественное и национальное, почти
государственное, наконец, признание литературное и учёное – не то, о чём
мечтается и что нужно. (5)Если бы Пушкин не только изучался учёными, а вот
вошёл другом в наши дома, – любовно прочитывался бы, нет – трепетно переживался
бы каждым, он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе,
печати, который продолжается вот лет десять уже.
(6)Пушкин
– это покой, ясность и уравновешенность.
(7)Пушкин
– это какая-то странная вечность. (8)В то время как романы Гёте уже невозможно
читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую
даму» или «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как если бы они
теперь были написаны. (9)Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном
отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. (10)Это – чудо.
(11)Пушкин нисколько не состарился; и когда Достоевский, и Толстой уже
несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам
некоторым, Пушкин ни в чём не устарел. …
(12)…Все
возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его
и слово нежного участия, утешения, поддержки. (13)И всё немногословно. (14)О
как всё коротко и многодумно! (15)Пушкина нужно «знать от доски до доски», и
слова его:
Над вымыслом слезами обольюсь –
есть
завещание и вместе упрёк нам – его благородный, не язвительный упрёк.
(17)Заметьте ещё: ничего язвительного на протяжении всех его томов! (18)Это –
прямо чудо… (19)А как он негодовал! (20)Но ядом не облил ни одну свою страницу.
(21)Вот почему он так воспитателен и здоров для души. (22)Во всех его томах ни
одной страницы презрения к человеку. (23)Мусора, сора, зависти – никаких
«смертных грехов»… (24)Какая-то удивительно чистая кровь – почти суть Пушкина.
320 слов (В.В.
Розанов)
А1. Какая фраза объясняет, благодаря какому
своему качеству Пушкин, по мнению Розанова, «воспитателен и здоров для души»?
1) Каждому возрасту он сказал
скрытые думки.
2) «Над вымыслом слезами
обольюсь» – есть завещание и вместе с тем упрёк всем нам.
3) А как он негодовал!
4) Во всех его томах ни одной
страницы презрения к человеку.
А2. В каком абзаце развивается только одна
микротема?
1) в первом (предложения 1 –
5)
2) в первом и четвёртом
(предложения 1 – 5, 12 – 25)
3) в третьем (предложения 7 –
11)
4) в четвёртом (предложения
12 – 25)
А3. Определите стиль и тип речи текста.
1) публицистический стиль;
рассуждение
2) научный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль;
описание
4) разговорный стиль;
описание
А4. Какое из перечисленных слов употреблено в
тексте в прямом значении?
1) разлив (предложение 5)
2) течение (предложение 9)
3) утешение (предложение 12)
4) мусор (предложение 23)
А5. В какой паре предложений местоимение ВЕСЬ
используется как средство связи?
1) 11 и 12
2) 12 и 13
3) 13 и 14
4) 21 и 22
А6. Какое из перечисленных языковых средств
выразительности автор использует в каждом абзаце?
1) индивидуальное
словообразование и словоупотребление
2) ряды однородных членов,
включающих синонимичные слова и словосочетания
3) неполные предложения
4) восклицательные частицы
Ответы к заданиям В1-В4 запишите
словом (-ами)
В1. Из 3-го абзаца выпишите отглагольное
прилагательное, образованное с помощью суффикса причастия.
В2. Напишите номер(-а) предложения(-й) из первых
трёх абзацев (предл. 1 – 11), в котором слово ЭТО является служебной частью
речи.
В3. Из предложений 12 – 15 выпишите слово с
чередующейся гласной в корне.
В4. Назовите тип связи, который используется в
словосочетании С НЕВЫНОСИМЫМ УТОМЛЕНИЕМ.
Ответы к заданиям В5-В8
запишите цифрами
В5. В последнем абзаце найдите предложение, которое
является полным простым односоставным безличным. (Напишите его номер.)
В6. Напишите номер(-а) предложения(-й) первого
абзаца (предл. 1 – 5), где тире стоит между подлежащим и сказуемым.
В7. Найдите в первом абзаце предложение с
обособленным согласованным определением. (Напишите его номер.)
В8. Сколько простых предложений входит в состав
сложного предложения 8?
С1. Напишите сочинение-рассуждение (рецензию или
эссе) на основе прочитанного текста. Определите жанр текста, назовите темы, которые
развивает автор. Прокомментируйте заголовок (обратите внимание на время
создания текста). Выскажите своё мнение о содержании текста: считаете ли вы
проблемы, поставленным В.В. Розановым актуальными в наше время; разделяете ли
вы точку зрения автора по этим проблемам. Расскажите, в чём совпадает и в чём
не совпадает ваше восприятие творчества Пушкина с авторским. Отметьте языковые
средства, создающие своеобразие стиля В.В. Розанова.